Драма Аки Каурисмяки «Преступление и наказание» (1983)
Фильм финского режиссера, снятый по мотивам одноименного романа Федора Достоевского. Строго говоря, драма Каурисмяки – это не экранизация, а стопроцентная актуализация классического произведения, действие которого не просто перенесено в Финляндию (депрессивные Хельсинки начала 80-х), но и насыщено духом постмодернизма со всеми вытекающими последствиями.
Кинокритик Андрей Плахов отмечает: «Мир Каурисмяки пронизан инстинктом саморазрушения, клаустрофобией белых длинных ночей и ощущением задворок Европы. Их населяют официантки и продавщицы, мусоросборщики и шахтеры, водители трамваев и трейлеров, проклинающие свою работу, когда она есть, и проклинающие жизнь, когда эту работу теряют». Неудивительно, что в таких реалиях режиссер, максимально критично настроенный к окружающей его действительности, заинтересовался историей Раскольникова. Однако образы главных героев книги и фильма столь же сходны, сколь и различны.
«Тварь ли я дрожащая или право имею?» — центральная мысль «Преступления и наказания» Достоевского, и она же, по сути, является единственным прочным звеном, связывающим роман с его финской экранизацией. И Родион Раскольников, и Антти Рахикайнен (имена для экранизации были адаптированы) — бывшие студенты с претензией на исключительность. Оба считают, что все люди делятся на высших и низших, однако затрудняются ответить, где они сами в этой системе координат. Пытаясь доказать свою принадлежность к «право имеющим», оба совершают убийство, казалось бы, просто так...